Механическое движение

Механическое движение — изменение положения тела относительно других тел с течением времени.


Для анализа и описания механического движения необходима система отсчета. Основные составляющие системы отсчета:

  1. Тело отсчета (к примеру, Земля)
  2. Система координат (чаще - ПДСК)
  3. Часы, жестко связанные с системой отсчета

Материальная точка

Материальная точка — тело, размерами которого можно пренебречь в данной задаче. Основные случаи применимости модели материальной точки:

  1. Пройденное телом расстояние много больше его характерных размеров
  2. Тело движется поступательно (следующее положение любого отрезка на теле параллельно его предыдущему положению)

Путь, перемещение

Радиус-вектор — вектор из начала координат в материальную точку. Радиус-вектор однозначно задает положение точки в пространстве. Его проекции:

Найти зависимости координат от времени - решить основную задачу механики.
Траектория — линия, вдоль которой движется тело.
Путь — длина траектории (то есть скаляр, а не вектор).
Перемещение — вектор из начального положения тела в конечное. Связь с радиус-вектором:


Введенные понятия наглядно показаны на рисунке:


Для пути и перемещения всегда выполняется неравенство:

Скорость

Скорость материальной точки — векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения положения.
Это определение не строгое и не полное, но вполне подходит для понимания того, что показывает скорость.
Мгновенная скорость — чисто математическое понятие, равное пределу отношения элементарного перемещения к бесконечно малому промежутку :

Нас будет интересовать другая трактовка, более привычная человеку, знакомому с понятием производной. Согласно физическому смыслу производной, проекции вектора скорости равны производным от координат:

Ускорение

Ускорение материальной точки — векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости.
Строгое определение ускорения схоже с определением мгновенной скорости:

Согласно физическому смыслу производной, проекция вектора ускорения равна первой производной скорости и второй производной координаты:

Равномерное прямолинейное движение

Равномерное прямолинейное движение - движение с , т.е. скорость постоянна и по модулю, и по направлению. Возможен и другой случай: постоянство скорости лишь по модулю.
Постоянство скорости дает возможность перейти от предела при бесконечно малом времени к полному времени движения, отсчет которого начинается с 0:

Отсюда получим уравнение прямолинейного равномерного движения:

Важно! Уравнение - линейная функция, поэтому его график - прямая.


На анимации ниже показано, как график координаты (сверху) отражает действительное равномерное движение материальной точки по прямой (снизу).


Равноускоренное прямолинейное движение

Равноускоренное движение — движение с , т.е. ускорение постоянно и по модулю, и по направлению.

Уравнение скорости

Из строгого математического определения ускорения можно вывести уравнение скорости при равноускоренном движении. Постоянство ускорения позволяет избавиться от предела и перейти к приращениям за конечный промежуток времени:

Отсюда получим уравнение проекции скорости при прямолинейном равноускоренном движении:

где — проекция начальной скорости на ось ;
— проекция ускорения на ось ;
— время движения.

Уравнение движения

Есть два способа получить уравнение движения.
Первый - честный - проинтегрировать уравнение скорости. Че за *** проинтегрировать? Нахождение интеграла уравнения скорости - все равно что нахождение функции, которая при взятии производной дает уравнение скорости:
Имеем уравнение скорости . Функция, которая при дифференцировании по переменной даст зависимость :

Те, кто знаком с понятием производной (Алгебра, 10 кл.), могут проверить: возьмите производную , учитывая, что — константы.
Второй - читерство чистой воды - посчитать площадь под графиком функции.


На рисунке ниже представлен произвольный график в соответствии с уравнением скорости:


Площадь фигуры под графиком — площадь трапеции — равна проекции вектора перемещения:

Поставим вместо уравнение скорости:

Так как (смотри определение перемещения), то:

Любой из двух способов хорош и ведет нас к уравнению прямолинейного равноускоренного движения:

Выше показано, что проекция перемещения связана с :

Из площади под графиком мы вывели формулу для проекции перемещения:

При подстановке в последнюю формулу времени, выраженного через уравнение скорости, получим:

Важно! Ученик должен сам выбирать, какую из формул использовать, в зависимости от того, что «Дано» в задаче.


На анимации ниже показано, как график координаты (справа) отражает действительное равноускоренное движение материальной точки по прямой (слева).


Баллистическое движение

Баллистическое движение — движение тела, брошенного под углом к горизонту, в поле силы тяжести.
Движение происходит под действием единственной силы , поэтому ускорение тела равно ускорению свободного падения .


На рисунке ниже показан классический пример броска тела под углом к горизонту с начальной скоростью и его дальнейшая траектория движения — парабола.


Проекции ускорения

Глядя на рисунок, определим проекции вектора ускорения на координатные оси:

Проекции скорости

В правой части рисунка наглядно показано проецирование вектора начальной скорости . Зная проекции ускорения, определим уравнения скоростей при баллистическом движении:

Важно! Посмотрите на характер изменения проекций скорости: движение по горизонтали происходит с постоянной скоростью, т.е. является равномерным, движение по вертикали происходит с постоянным ускорением, т.е. является равноускоренным.

Уравнения баллистического движения

При броске с точки с начальной скоростью уравнения координат при баллистическом движении будут выглядеть следующим образом:

Заметим, что уравнение соответствует уравнению равномерного движения, а уравнение — уравнению равноускоренного движения.

Время подъема, время полета

Время подъема — время движения до наивысшей точки траектории, т.е., в случае баллистического движения, до вершины параболы.
Время подъема можно найти из того условия, что в вершине обнуляется вертикальная проекция скорости , так как тело разворачивается в своем движении по вертикали. Имеем:

Время подъема — время, за которое координата обратится в ноль. При броске с нулевой вертикальной координаты (с уровня земли) можно воспользоваться «симметрией» параболы:


На анимации ниже показано, как меняется направление вектора скорости по мере подъема тела при баллистическом движении. Обратите внимание на то, что вектор скорости горизонтален в наивысшей точке траектории, т.е. в вершине .
Заметим, что по мере подъема модуль (длина) вектора скорости уменьшается от в точке старта до в вершине параболы.


Равномерное движение по окружности

Равномерное движение по окружности — движение с , при этом траекторией материальной точки является окружность.